Previous Page  4 / 11 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 4 / 11 Next Page
Page Background

Нагружение крутящим моментом стержня и оболочки.

Для на-

хождения коэффициента податливости

S

66

= 2(

S

11

S

12

) = 2

ε

12

12

,

определяющего связь между деформацией сдвига

ε

12

в плоскости изо-

тропии стержня, перпендикулярной его продольной оси

Ox

3

, и каса-

тельным напряжением

σ

12

в этой плоскости рассмотрено нагружение

одинаковым крутящим моментом

M

3

как стержня, так и оболочки,

образованной сворачиванием графена. При этом наибольшее касатель-

ное напряжение в стержне диаметром

D

равно

σ

12

= 16

M

3

/

(

πD

3

)

[19],

а соответствующая деформация сдвига —

ε

12

=

S

66

σ

12

2

=

8

S

66

M

3

πD

3

.

(5)

При нагружении круговой цилиндрической оболочки толщиной

h

и наружным диаметром

D

таким же крутящим моментом для одно-

родного по толщине касательного напряжения имеем [19]

σ

0

12

=

M

3

2

πR

2

h

=

4

M

3

π

(

D

h

)

2

h

.

Этому напряжению соответствует деформация сдвига

ε

0

12

=

σ

0

12

2

μ

=

2

M

3

π

(

D

h

)

2

.

(6)

Из равенства правых частей соотношений (5) и (6) получим

S

66

=

1

/

4

(1

η

)

2

ημ

.

(7)

Нагружение силой, равномерно распределенной по боковой по-

верхности.

В плоскости изотропии для коэффициентов податливости

справедливо равенство [19]

S

66

= 2(

S

11

S

12

)

.

(8)

Равенство (8) совместно с формулой (1) используем для нахождения

коэффициентов податливости

S

11

=

S

22

и

S

12

=

S

21

. Для этого сначала

рассмотрим нагружение стержня диаметром

D

давлением

p

, равномер-

но распределенным по боковой поверхности этого стержня. При таком

нагружении в стержне возникает однородное напряженное состояние

с напряжениями

σ

11

=

σ

22

=

p

при

σ

33

0

. Согласно обобщенному

закону Гука, однородное деформированное состояние можно охарак-

теризовать компонентами тензора деформации [19]

ε

11

=

ε

22

= (

S

11

+

S

12

)

σ

11

=

(

S

11

+

S

12

)

p.

(9)

При этом деформация

ε

11

совпадает с относительным уменьшением

диаметра стержня.

ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2016. № 1

103