Химия в техническом университете в условиях Болонского соглашения - page 6

оказались не готовы не только студенты, но и преподаватели. Это свя-
зано с тем, что навыки изучения курса самостоятельно у студентов
появляются далеко не сразу, только к концу второго – началу третьего
семестров [14]. В соответствии с изложенным успеваемость по химии
на первом году эксперимента после перехода на болонскую систему
резко упала (с 85 до 75%). Это заставило коллектив кафедры “Химия”
искать педагогические меры по выходу из неблагополучного состоя-
ния.
Успеваемость по дисциплине “Химия” после ведения системы
бакалавр – магистр
Учебный год . . . . . . . . . . . . 2009/2010 2010/2011 2011/2012 2012/2013 2013/2014
Успеваемость, % . . . . . . . .
85,6
75,2
80,3
86,1
90,7
Основная цель написания настоящей статьи — обратить внимание
коллектива преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана на необходимость
разработки мер по развитию педагогики высшей школы. В первую оче-
редь, необходимо выработать общие подходы, чтобы
отделить выс-
шее образование бакалавров от высшего образования магистров и
специалистов
. Разработать согласованный во времени порядок освое-
ния программы бакалавриата в условиях сокращения времени для изу-
чения фундаментальных дисциплин. Наполнить каждый конкретный
вид учебной нагрузки бакалавриата новым содержанием, соответству-
ющим высшему образованию бакалавра.
Преподавание химии по модульно-рейтинговой системе.
В
МГТУ им. Н.Э. Баумана было предложено ввести в расписание заня-
тий обязательное для посещения студентами мероприятие, которое
назвали
контролируемая самостоятельная работа
(КСР). Это позво-
лило часть времени из внеаудиторного фонда перевести в аудиторный,
сохранив некий формальный признак
самостоятельной работы.
Преподаватели кафедры “Химия” научно-учебного комплекса
“Фундаментальные науки” МГТУ им. Н.Э. Баумана подготовила “Про-
граммное содержание контролируемой самостоятельной работы сту-
дентов (КСР)”. Однако методика проведения КСР находится еще в
стадии разработки [15]. До настоящего времени некоторые проблемы
остаются без адекватного решения, например, не все преподаватели
однозначно понимают смысл КСР. Одни ждут вопросов от студентов
(ведь занятие обозначено как
самостоятельная работа студентов
),
вторые — используют КСР для разъяснения наиболее трудных тео-
ретических вопросов курса, третьи — решают со студентами (иногда
вместо студентов) задачи по домашнему заданию и т.п.
122
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 5
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook