Химия в техническом университете в условиях Болонского соглашения - page 4

мнению некоторых исследователей [12], создавшееся положение воз-
никло вследствие того, что Правительство РФ принимало важнейшие
решения без учета целей и нужд самих вузов.
Министры образования, подписавшие декларацию, действовали в
пределах своих полномочий, не нарушая “Великую Хартию Универси-
тетов” (Magna Charta Universitatum) [13]. Главный принцип этой хар-
тии: “
Университет — автономная структура в сердце общества”.
В документах, касающихся болонского процесса, подчеркивается не-
обходимость уважать академическую автономию вуза. Федеральный
закон РФ № 232-ФЗ от 24 октября 2007 г. тоже предоставляет вузам
“право на автономию” [3]. Однако с большим трудом далеко не всем
техническим вузам и не по всем специальностям удалось отстоять пе-
ред Минобрнауки необходимость продолжения выпуска инженеров-
специалистов.
Обучение химическим дисциплинам в МГТУ в условиях болон-
ской системы.
После перехода на двухуровневую систему бакалавр –
магистр примерно половина специальностей переведена на выпуск
бакалавров. Ситуацией, при которой вуз получает право составления
собственных программ, в большей мере воспользовались выпускаю-
щие кафедры. В новых программах урезаются, прежде всего, дисци-
плины, составляющие фундаментальную часть высшего образования.
Объем сокращений фундаментальных дисциплин после ведения системы
обучения бакалавр – магистр
Математика Физика Химия Иностранный язык
Сокращение, % . . . . . . . . .
10
30
40
15
Корень проблемы заключается еще и в том, что изменения каса-
ются лишь формальной стороны структурной перестройки. Реформа-
торы пытаются поделить число кредито-часов на число дисциплин,
включенных в образование бакалавра. В результате при таком сокра-
щении речь уже не может идти о получении бакалавром
фундамен-
тального технического образования
, а только об
обучении студента
по программе бакалавриата
. Вследствие этого страдают студенты, по-
лучающие неполное обучение специалиста вместо законченного обра-
зования бакалавра, а также возникают сложности у преподавателей,
которые не в состоянии уложить материал, рассчитанный на более
длительное время, в столь сжатые сроки обучения.
Методика передачи знаний по химии студентам в условиях двух-
уровневой болонской системы становится в значительной мере фор-
мализованной. Экзамен как итоговая форма оценки знаний и подго-
товленности обучающихся отходит на второй план. Весь курс химии
120
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 5
1,2,3 5,6,7,8,9,10,11
Powered by FlippingBook