Информационный фактор в становлении и развитии социального партнерства - page 3

социального партнерства относится к одному из значимых факторов, тормозящих процесс
развития системы социально-партнерских отношений в Российской Федерации. В процессе
создания и развития системы социального партнерства в России становится очевидным, что
для ее нормального функционирования необходимо полноценное информационное обеспече-
ние. Возрастающий динамизм, изменчивость социально-партнерских отношений обусловили
необходимость установления и ведения устойчивых информационных связей между субъекта-
ми социального партнерства. Информация важна как для формирования понимания социаль-
ными партнерами и отдельными гражданами необходимости социального партнерства, так и
для обеспечения эффективного взаимодействия между субъектами социального партнерства с
обязательным получением обратной связи. Субъекты, не вовлеченные в систему социального
партнерства, должны быть проинформированы, в первую очередь, о выгодных перспективах
и положительных результатах сотрудничества на различных уровнях социально-партнерских
отношений. При этом информация должна обязательно носить несиловой характер воздей-
ствия, иначе эффективность ее будет практически нулевой. Такие информационные связи
необходимы не только для непосредственного обмена информацией, но и для мониторинга,
прогнозирования событий, для своевременной и адекватной реакции на них.
В данном контексте необходимо рассматривать понятие “информационное обеспечение”
в широком смысле, т.е. использование различных его механизмов, информационных ресур-
сов и технологий, доступных в настоящее время: распространение материалов о социальном
партнерстве через СМИ, используя разнообразные современные коммуникативные средства
— телевидение, радио, печатные, в том числе периодические, издания, Интернет-ресурсы
7
, а
также распространение различных тематических брошюр и буклетов; проведение семинаров,
круглых столов, конференций, выставок и т.п.; обучение методике ведения переговоров, спо-
собам и методам цивилизованного урегулирования социальных конфликтов; рекламные акции
(с использованием так называемой социальной рекламы). Если рассматривать непосредствен-
ное взаимодействие субъектов социально-партнерских отношений с участием СМИ, то оно
может проявляться и в иных формах: проведение взаимных консультаций по вопросам, в отно-
шении которых необходимо найти компромисс, ведение коллективных переговоров, активное
участие в разрешении трудовых споров, проведение пресс-конференций по актуальным во-
просам, доступное объяснение целей тех или иных действий и нововведений. На данном этапе
развития социального партнерства в России имеется множество возможностей для создания
обширной информационной среды, которая должна развиваться по нескольким направлениям.
В структуру такой среды включаются такие аспекты, как активное функционирование СМИ,
образовательная деятельность, в частности, обучение социальных партнеров и посредников
(трудовых арбитров) методам урегулирования разногласий, непосредственные контакты со-
циальных партнеров, рекламная деятельность и др. Среди перечисленных информационных
ресурсов наиболее действенными являются СМИ и образовательный процесс. Современное
общество не мыслимо без деятельности СМИ, которые обеспечивают своевременный сбор,
накопление, оперативную обработку и передачу информации, причем скорость обмена ин-
формацией достаточно велика. В результате становится возможным принятие оперативных
решений, целенаправленное воздействие на общество. Однако следует учитывать, что пу-
бликациями в СМИ можно привлечь внимание читателей, если они грамотно написаны и
сами корреспонденты вникли в суть происходящего. Образование также имеет информацион-
ный характер, оно постоянно приспосабливается к изменениям, происходящим в обществе,
параллельно сохраняя и передавая опыт и накопленные знания.
Важно постоянно оценивать эффективность информационного обеспечения по таким
критериям, как количество предоставляемой информации и ее качество (объективная цен-
ность, смысл, практическая значимость
8
); достоверность информации (только такая инфор-
мация позволяет создать эффективный механизм деятельности); ее доступность (как для не-
посредственных участников отношений социального партнерства, так и для других субъек-
тов); своевременность (оперативность) информации; уровень информированности населения
7
Интернет предоставляет массу возможностей: свобода доступа, передача любого типа информации,
вида информации (текст, анимация, графика, аудио, видеоизображение), обеспечение эффекта личного
присутствия, доступность оперативных изменений, сокращение временного разрыва между принятием
решения и доведением информации до потребителя и др. Считается, что аудитория Интернет — наиболее
активная, мобильная и перспективная.
8
С у х а н о в А. П. Информация и прогресс. – Новосибирск: Наука, 1988. – С. 27.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 2
123
1,2 4
Powered by FlippingBook