Информационный фактор в становлении и развитии социального партнерства - page 2

рассматривает непосредственно формирующиеся смыслы в образно-метафорическом фикси-
рованном состояниях знания. Сказанное свидетельствует о том, что термин “информация” в
научной среде употребляется в узком или широком смыслах. Понятие информации в широком
смысле применимо во всех областях, но при этом в каждой реальной информационной ситу-
ации охватывает лишь часть содержания и потому в той или иной конкретной науке может
быть использовано только частично. Узкие же концепции информации призваны устранять
этот недостаток, так как дают более содержательные определения, хотя сфера применимости
таких определений весьма ограничена, и за пределами этой сферы такие понятия вообще не
могут быть использованы
3
.
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах,
которые пронизывают все виды человеческой деятельности. Они выступают в роли важных
специфических механизмов регулирования общественных отношений, а в те или иные об-
щественные отношения неизбежно вовлекаются все члены общества. Многие исследователи
справедливо считают, что информационные потребности индивида имеют естественный ха-
рактер, заложены в природе человека. При отсутствии той или иной информации человек
не может полноценно существовать в мире, как не может полноценно существовать и обще-
ство в целом. Как справедливо отмечает Н. Винер, “действительно жить — это, значит, жить,
располагая правильной информацией”
4
. Информационные процессы — сложный социальный
феномен, который развивается в пространстве и во времени. В создании, передаче, потребле-
нии и хранении информации участвуют индивиды, каждый из которых в этом важном деле
имеет свое назначение, занимает определенное место, играет свою роль. В одном случае он
создает и передает информацию, являясь субъектом действия (обладателем информации), в
другом — получает, потребляет и использует, выступая как объект. При производстве, перера-
ботке и потреблении информации люди не просто вступают в определенные отношения как
субъекты или объекты, а активно взаимодействуют. В ходе такого взаимодействия возникает
информационная связь.
Для понимания сущности феномена “информация” особенно важным является раскрытие
его основных аспектов, в частности психологического и коммуникативного. Психологический
аспект информации учитывает специфику восприятия и дальнейшей переработки информа-
ции человеком. Коммуникативный аспект учитывает налаженную систему обратной связи
между объектами, то есть процесс обмена информацией. Без установления обратной связи
едва ли можно говорить о наличии взаимодействия как такового. Также важным аспектом
является степень свободы участников информационного взаимодействия. От степени свобо-
ды главным образом зависит активность субъектов, которая определяет скорость протекания
информационных процессов, и, в конечном счете, их эффективность.
Представленный уровень раскрытия сущности и природы информационных процессов
позволяет активно использовать понятие “информация” и методологические рекомендации
теории информации при анализе деятельности различного рода систем, в том числе социаль-
ных. Информация является продуктом деятельности общества и выступает “и как аспект, и как
результат взаимодействия общества и природы, отражая многообразие всех общественных от-
ношений”
5
. Получение информации о социальной действительности, ее последующая оценка,
передача и хранение, приводят к своеобразному явлению — созданию картины социально-
информационного мира как определенной формы, в которой функционирует общественное
сознание. Можно сказать, что наука в ее современной междисциплинарной тенденции стано-
вления по-новому уясняет смысл информации и тем самым “возводит идею информацион-
ности в ранг способа видения мира”
6
. Возможность становления “информационного среза”
реальности имеет выход непосредственно на процесс трансформации мировоззрения.
В научной литературе высказывается обоснованное мнение, что ограниченность инфор-
мации и недостаточное внимание средств массовой информации (далее — СМИ) к проблеме
3
У р с у л А. Д. Проблема информации в современной науке. Философские очерки. – М.: Наука,
1975.
4
В и н е р Н. Кибернетика и общество. – М.: ИЛ, 1958.
5
А б р а м о в Ю. Ф. Картина мира и информация (философские очерки). – Иркутск: Изд-во Ирк.
ун-та, 1988. – С. 58.
6
Щ е р б а к о в А. С. Самоорганизация материи в неживой природе. – М.: Изд-во МГУ, 1990. –
С. 102.
122
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 2
1 3,4
Powered by FlippingBook