Управление конкурентоспособностью предприятия в условиях глобализации экономики - page 1

УДК 338.242.2
М. В. П о п е н ч е н к о, А. С. П о з д н я е в
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ
ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ
Дана оценка конкурентоспособности в эпоху глобальной экономики
и обоснован кластерный подход. Раскрыты источники конкурент-
ных преимуществ, выявлены задачи и ключевые характеристики
конкурентоспособности, обосновано влияние кластеров на цепочку
ценностей компании. Даны оценки конкурентоспособности пред-
приятия в зависимости от задач планирования и управления.
Сегодня в России повсеместно происходит усиление конкуренции,
поэтому руководители предприятий находятся в постоянном поиске
новых инструментов управления предприятиями и рычагов повыше-
ния конкурентоспособности (КС).
Как показывают источники [1–4, 8, 9 ] в течение первых тридцати
лет XX века ситуация в обществе складывалась таким образом, что
предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою
КС с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассор-
тимента не существовало, а весь секрет успеха заключался в умении
произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки
эффективности производства в это время были в основном показатели
соотношения доходов и расходов.
С течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением
насыщения спроса, глобализацией, ростом конкуренции и усилением
государственного регулирования в промышленных отраслях первого
поколения (сталелитейной, станкостроении и производстве сельско-
хозяйственной техники) отдельные оперативные способы и методы
управления уже не всегда приводили к увеличению объема продаж
и повышению КС предприятий. Снижение накладных расходов, со-
кращение персонала, увеличение производительности и объединение
операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оцен-
ки производственной деятельности к 1950 г. [9] стали уже не только
традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и ор-
ганизационной и управленческой эффективности (оборачиваемость,
товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950–1960 гг.
возникла потребность в стратегическом планировании и управлении
и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом
.
С появлением стратегического планирования и развитием теории
конкуренции появился подход к обеспечению КС предприятий, осно-
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2006. № 4
93
1 2,3,4,5,6,7,8
Powered by FlippingBook