Конкурентоспособность продукции как основа соперничества предприятий - page 1

МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ
УДК 338.242.2
П о п е н ч е н к о М. В.
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ
КАК ОСНОВА СОПЕРНИЧЕСТВА
ПРЕДПРИЯТИЙ
На основе анализа существующих методик оценки конкурентоспо-
собности, выявления их достоинств и недостатков сформулиро-
ваны основные этапы расчета конкурентоспособности, а также
введено новое понятие отношения покупателя к изделию, что при-
водит к новому виду формулу конкурентоспособности.
Конкурентоспособность продукции (КСП) проявляется в ее со-
перничестве с другими видами продукции. Она характеризуется си-
стемой внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам
относятся степень новизны продукции, прогрессивность применяе-
мых технологий, технический уровень продукции, издержки производ-
ства, издержки сервисного обслуживания. В свою очередь, к внешним
факторам относятся уровень конкурентоспособности страны, уровень
конкурентоспособности кластеров, уровень конкурентоспособности
фирмы-изготовителя, сила конкуренции на рынке данного продукта,
время вывода продукта на рынок, сила конкуренции на рынках всех
видов ресурсов, сила конкуренции на рынке продуктов-заменителей,
изменение запросов потребителей. Факторы, составляющие конкурен-
тоспособность продукции, подразделяются на ценовые (стоимость по-
требления продукции) и неценовые (внешние условия рынка и каче-
ственные особенности продукции по сравнению с прямыми продук-
тами — конкурентами) [1].
Под уровнем конкурентоспособности продукта предлагается пони-
мать относительную характеристику товара (услуги) как продукции,
выражающей степень ее предпочтения на данном рынке продукту-
конкуренту (аналогу) [2].
Критерием конкурентоспособности в этом смысле может служить
относительная доля продаж оцениваемого продукта по сравнению с
продуктом-конкурентом:
B
0
i
=
M
0
/
(
M
0
+
M
i
)
,
где
M
0
и
M
i
— объем продаж оцениваемого продукта и
i
-го аналога.
Уровень конкурентоспособности продукта можно оценить как ве-
роятность
B
0
i
того, что на данном рынке произвольный потребитель,
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 1
111
1 2,3,4,5
Powered by FlippingBook