Использование нечеткомножественного подхода при оценке качества обучающихся - page 1

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 681.325.67(075.8)
А. А. Д о б р я к о в, В. И. М а й о р о в а
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЧЕТКО-
МНОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА
ПРИ ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рассмотрены вопросы применения теории нечетких множеств для
формирования критериев оценки специалистов при приеме на рабо-
ту и абитуриентов при отборе в вуз, а также для предварительной
оценки их профессионально-значимых личностных качеств. Способ
формализованного описания параметров задачи, а именно нечет-
кой проблемы, позволяет при использовании специальных нечетких
метрик получать формально обоснованные решения, учитывающие
влияние и количественных, и качественных факторов, необходимых
экспертам для принятия обоснованных решений.
Образование является важнейшей разновидностью социально-
экономической системы, отвечающей за сохранение и воспроизвод-
ство интеллектуального потенциала нации. Реализуемая в настоящее
время человекоцентристская концепция образования требует разра-
ботки новых подходов к управлению образовательными системами
и нового инструментария для оценки качества содержания образова-
ния, личности обучаемых и специалистов как важнейших субьектов
образовательной системы.
Современный рынок труда и изменившиеся условия производства
предъявляют к выпускникам вузов ряд новых требований: способ-
ность самостоятельно решать не только технические, но и организа-
ционно-экономические проблемы; умение адекватно представить ре-
зультаты своего труда; обладать навыками делового общения, упра-
влять персоналом и другие. Стоимость неправильного решения, при-
нятого техническим специалистом, менеджером или экспертом, сего-
дня высока как никогда.
В связи с этим высокую эффективность приобретает личностно-
ориентированная модель подготовки специалистов, что в свою оче-
редь приводит к необходимости совершенствования общей методо-
логии отбора абитуриентов высшими техническими учебными заве-
дениями, подбора кадров для предприятий, организаций, компаний,
а также предварительной оценки их профессионально-значимых ка-
честв на базе широкого использования современного математическо-
го аппарата. Применение математических концепций в данном виде
100
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 3
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...19
Powered by FlippingBook