Кредо бауманской научно-педагогической школы - page 1

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 378.1(091)
Л. И. В о л ч к е в и ч, И. Л. В о л ч к е в и ч
КРЕДО БАУМАНСКОЙ НАУЧНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
На основе анализа исторического опыта деятельности Московско-
го высшего технического училища (ныне — МГТУ им. Н.Э. Баумана)
сформулировано кредо научно-педагогической школы МГТУ, пред-
ставлены отличительные черты выпускников школы Бауманско-
го и систематизированы основные направления деятельности по
обеспечению данных отличительных черт.
Московский государственный технический университет имени
Н.Э. Баумана, широко известный под наименованием просто “Бауман-
ский”, знаменит в нашей стране и за рубежом. В 2005 г. отмечалось
175-летие его основания, хотя корни системы обучения уходят еще
на несколько десятилетий вглубь. Многое из того, что найдено в
“Бауманском” по методологии инженерной подготовки, представляет
интерес и для других вузов, может быть плодотворно использовано.
Популярные ныне в обиходе высшей школы термины “образова-
ние через науку”, “научно-инженерная школа” и другие имеют два
различных толкования:
1. Обучение знаниям и умениям в рамках конкретных учебных дис-
циплин через глубинное понимание сущности предметов и явлений,
добытое путем научных исследований, к которым, как правило, имеют
отношение и те, кто эти дисциплины преподает.
2. Обучение как комплекс взаимосвязанных учебных дисциплин,
построенный на научной основе, где стержнем является методология,
призванная обеспечить должное качество выпускников.
Поэтому для конкретного вуза в общем понятии “научно-инженерная
школа” следует четко различать научно-исследовательские школы
фундаментальной или прикладной направленности, которых в вузе
может быть немало, и научно-педагогическую школу данного вуза,
которая, как правило, едина и самобытна.
Основная направленность научно-исследовательских школ (фа-
культетских, кафедральных и др.) — это экспериментальные и теоре-
тические исследования, обобщение и использование их результатов, в
том числе при изучении студентами конкретных учебных дисциплин.
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2007. № 4
109
1 2,3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook