Изучение естественно-научных дисциплин при непрерывном образовательном процессе в условиях перехода к компетентностной модели - page 5

изучении базового уровня роль химических соединений и явлений в
бытовой и производственной деятельности человека рассматривается
в широком политехническом спектре в разделе “Общая и неоргани-
ческая химия”. Углубленный уровень позволяет актуализировать и
конкретизировать знания с учетом особенности профессиональной
подготовки специалистов данной профессии. Как показали исследова-
ния, реализация в образовательном процессе системных профилиро-
ванных курсов химии [9] позволяет сформировать целостную хими-
ческую картину мира, способствует повышению профессиональной
компетентности индивида и обеспечивает возможность дальнейшего
образования “по вертикали”. Таким образом, уже в образовательном
профессиональном учреждении довузовской подготовки через химию,
как изучаемый предмет, происходит формирование профессионально
значимых качеств личности за счет более осмысленного понимания
роли химических знаний в профессиональной деятельности будущего
специалиста.
Анализ литературы по исследуемой проблеме, а также результа-
тов экспериментальной работы по организации образовательного про-
цесса в колледже, реализующем непрерывное образование в системе
“колледж–вуз”, показал необходимость использования
активных
ме-
тодов обучения [10]. Участие в ученических проектах, деловых играх,
исследовательской деятельности, презентация проектов и результатов
исследований на различных семинарах, конференциях, конкурсах, ис-
пользование компьютера в учебной деятельности приводят к тому, что
у выпускника колледжа, изучившего углубленный курс химии, форми-
руются компетенции, которые обеспечивают его адаптацию к обуче-
нию в вузе и способность квалифицированно осуществлять професси-
ональную деятельность. При этом используются следующие подходы
[11].
1.
Личностно-ориентированный развивающий подход с элемента-
ми проблемного обучения
, способствующий развитию личности обуча-
ющегося, выбору собственной стратегии освоения курса. Творческий
подход к решению задачи становится возможным при условии пре-
образования обучающимися поставленной проблемы в собственную
личностную проблемную ситуацию. В процессе поиска решения про-
блемы развиваются креативные качества студентов колледжей.
2.
Деятельностный подход
, проявляющийся в организации учеб-
ного процесса на базе особенностей будущей профессиональной де-
ятельности обучающихся, а также на рефлексии их собственной дея-
тельности.
3.
Модульно-компетентностный
подход к структурированию со-
держания образования в соответствии с будущей профессией специа-
листа. Разные модули используют для формирования различных ком-
петенций. Модули (блоки) “Химия в профессии. . . ” будут различаться
для металлургов, оптиков, строителей и т.д. Освоение модуля “Химия
в профессии. . . ” позволяет сформировать химическую компетенцию
профессионала данной специальности.
114
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 3
1,2,3,4 6
Powered by FlippingBook