Изучение естественно-научных дисциплин при непрерывном образовательном процессе в условиях перехода к компетентностной модели - page 2

Основная идея перехода от квалификационного подхода в про-
фессиональном образовании к компетентностному заключается в том,
чтобы подготовить новое поколение работников, способных адапти-
роваться к динамическому производству, легко переходить от одного
вида труда к другому, обладающих способностями, необходимыми для
широкого круга профессий, а также разрешения собственных проблем:
жизненного самоопределения, выбора собственной образовательной
траектории, образа жизни и т.п. [3, 4].
Естественно-научное образование (в том числе химическое) в рам-
ках общеобразовательной подготовки может осуществляться через си-
стему непрерывного профессионального образования по схеме: основ-
ное образование (неполное общее среднее) — довузовское професси-
ональное (начальное или среднее) — вузовское техническое образо-
вание. Выпускники колледжей, реализующих непрерывное професси-
ональное образование в системе “колледж–вуз”, поступая в высшее
учебное заведение, имеют право обучаться в нем в сокращенные на
1–2 года сроки, если изучают химию (и другие общеобразовательные
предметы) на углубленном уровне по сравнению со стандартом об-
щего среднего образования, что делает получение высшего образова-
ния более доступным и экономичным. Таким образом, в современных
условиях выпускники колледжей должны владеть не только знаниями
и умениями, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности
выпускаемой продукции и оказываемых услуг, но и быть компетент-
ными и самостоятельными в реализации и обновлении своих знаний.
Автором работы [5] отмечено, что модель выпускника профессио-
нального образовательного учреждения (в соответствие с концепцией
непрерывного образования, одобренной в 1987 г. Всесоюзным съездом
работников народного образования) будет выглядеть как совокупность
компетенций, относящихся к той или иной стороне развития лично-
сти. Если соотнести личность с обществом, миром труда, природой,
самим собой, то ключевые компетенции выпускников колледжей — это
разнообразные умения и навыки, определяющие поведенческие каче-
ства личности на рынке труда, а также необходимые для получения
новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям.
Выделим наиболее значимые для выпускников колледжей, реализу-
ющих непрерывное образование в системе “колледж–вуз”, ключевые
компетенции:
— умение учиться (добывать знания, использовать вероятностные,
статистические и иные методы познания);
— умение использовать теоретические знания на практике;
— готовность и стремление к постоянному овладению знаниями;
— умение решать проблемы (овладевать приемами действий в не-
стандартных ситуациях);
— социальные и гражданские навыки (в том числе социальная
активность, гражданско-общественная деятельность, поведение в
социально-трудовой сфере);
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 3
111
1 3,4,5,6
Powered by FlippingBook