Методическая система самостоятельной работы студентов по физике - page 1

ИНЖЕНЕРНАЯ ПЕДАГОГИКА И
ЛИНГВИСТИКА
УДК 378. 147
А. В. К у п а в ц е в
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
ПО ФИЗИКЕ
Рассмотрена методическая система проведения самостоятельной
работы по физике студентов технического университета.
В настоящее время в техническом университете на каждый час ау-
диторных занятий отводится один час самостоятельной работы студен-
тов. С полной реализацией Государственного образовательного стан-
дарта для высшей школы этот показатель возрастет в два раза и превра-
тит самостоятельную работу студентов в принципиально новый вид
обучения в вузе. Изучение и демонстрация видов и способов деятель-
ности все больше вытесняются выполнением деятельности самими
студентами. В МГТУ им. Н.Э. Баумана с самого начала было выбрано
направление на освоение производственных умений и навыков, мето-
дов и способов практической и теоретической деятельности [1].
Моделирование педагогических технологий, еще не ставшее разде-
лом математической науки, отличается рядом специфических требова-
ний. Оно начинается с выдвижения теоретической концепции, в базис
которой включаются относящиеся к рассматриваемому процессу обра-
зовательные категории и социально-педагогические дисциплины. На-
пример, в подготовке инженеров таковыми являются социальный заказ
к высшему профессиональному техническому образованию, современ-
ные тенденции развития мирового и российского образования, педаго-
гическая психология, современная постнеклассическая (деятельност-
ная) педагогика, дидактика (рис. 1). На этой основе самостоятельная
работа в обучении студентов выступает непосредственным преобра-
зователем общественной практики в достояние личности, становится
ведущей формой инженерной подготовки в техническом университе-
те. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность превращает
обучающихся в созидателей и творцов своих знаний и умений, опыта
учебной и профессиональной деятельности [2]. Происходит объектно-
субъектное преобразование личности студента из объекта, на который
влияют обстоятельства, в субъекта, “господствующего” над ними. Са-
мостоятельная работа студентов и ранее находилась в центре внимания
педагогического коллектива МГТУ им. Н.Э Баумана [3–5].
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1
105
1 2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,...12
Powered by FlippingBook