сотрудников РАН, исследователей из МГТУ им. Н.Э. Баумана и ряд ру-
ководителей тепловых станций. Предложенный подход обладает боль-
шой универсальностью, он был успешно апробирован на турбинах
определенного класса, однако, как показали предварительные иссле-
дования, применим и к значительно более широкому классу турбо-
агрегатов.
Принципиальной проблемой, возникающей при управлении рис-
ками, являются ресурсы, которые без ущерба для государства и об-
щества могут быть направлены в эту сферу. В ходе исследований вы-
явлен большой источник ресурсов, в привлечении которого система
мониторинга и, в частности, экспериментальный стенд, могут сыграть
принципиальную роль. В современной России потенциально имеется
возможность, как утверждают эксперты, увеличить экспорт древесины
до 40–50 млрд. долл. Отметим, что в отличие от нефти, газа и руд дре-
весина — возобновляемый ресурс. В настоящее время “белый” экспорт
древесины составляет около 2 млрд. долл., “черный” и “серый” — его
значительно превышают. Типичная схема “черного” вывоза древесины
предусматривает вырубку леса и последующие пожары на значитель-
ных площадях. Нынешние технологии авиационного и космического
зондирования, а также имеющиеся в России геоинформационные си-
стемы позволяют оценивать состояние лесов, проводить мониторинг
пожаров и отличать криминальные пожары, направленные на сокры-
тие результатов хозяйственной деятельности, от естественных. При
поддержке силовых структур “черный” и “серый” сектора лесозагото-
вок могут быть приведены в правовое поле. Если хотя бы одна десятая
от экономических выгод, полученных при этом, будет направлена на
задачи исследования и мониторинга (именно 3–4 млрд. долл.), то это
позволит решить многие проблемы в сфере НИОКР России, а также в
сфере мониторинга опасных явлений и процессов.
Важнейшей проблемой в настоящее время является реальная оцен-
ка тех бедствий и катастроф, которые могут быть предупреждены и
предотвращены в России и для ликвидации которых у страны доста-
точно сил и средств. В течение последнего десятилетия в России не
было бедствий масштаба землетрясения в Спитаке или аварии в Чер-
нобыле. Однако пределы возможностей России в области управления
рисками в настоящее время не имеют адекватной объективной оценки.
Это не позволяет принимать обоснованных политических и орга-
низационных решений, поэтому одной из ключевых задач экспери-
ментального стенда и КСНМ может стать выяснение гипотетических
катастроф в природной, техногенной и социальной сферах (включая
возможные террористические акты большого масштаба), а также мето-
дов и структур, необходимых для того, чтобы ответить на эти “вызовы”
84
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2009. № 1