Формирование профессиональной компетентности студентов технических специальностей при обучении химии - page 6

что CuO,
V
2
O
5
, PbO, оксиды палладия и оксиды платины ускоряют
процессы окисления.
Каталитическое действие оксидов и солей многовалентных метал-
лов объясняется способностью переносить кислород с первых стадий
горения, на которых имеется его избыток, на последние, где окисли-
теля недостаточно, например:
2CuO + R
)
RO + Cu
2
O
где R — органическое соединение.
Смешанные катализаторы
(CuO+Cr
2
O
3
,
MnO
2
+PbO
2
)
обладают
более высокой активностью, чем отдельные оксиды.
Самовоспламенению органических веществ при контакте с оки-
слителями предшествуют промежуточные реакции, которые начина-
ются при обычных условиях и протекают с большой скоростью.
В результате первоначального энергичного разогрева реакционной
смеси инициируются последующие предпламенные реакции окисле-
ния, приводящие затем к воспламенению. Так, триэтиламин
(C
2
H
5
)
3
N
с азотной кислотой реагирует с выделением 115 кДж теплоты, которая,
не успевая рассеиваться, приводит к разогреву реакционной смеси.
В самовоспламеняющихся топливах в качестве катализаторов при-
меняют следующие вещества:
1) хлорное железо
(FeCl
3
)
H
2
O
, вводится в окислитель (топливо —
азотная кислота, амины, непредельные углеводороды);
2) нитрат железа
Fe(NO
3
)
3
, вводится в окислитель (топливо то же);
3) соли органических кислот
(RCOO)
2
3
M
, вводятся в горючее
(топливо то же);
4) соединения ванадия
V
2
O
2
Cl
4
5H
2
O
(топливо — однокомпонент-
ное, пероксид водорода);
5) перманганаты KMnO
4
, NaMnO4 , Ca(MnO
4
)
2
(топливо — одно-
компонентное, пероксид водорода).
Назначение модуля 4 “Химия конструкционных материалов” об-
щего курса химии заключается как в обеспечении фундаментальности
получаемого образования, так и в формировании химической компе-
тентности будущих специалистов в конкретной области профессио-
нальной деятельности [1]. В связи с этим их содержание вариативно,
так как должно отличаться для разных направлений подготовки.
Так, студентам факультета ОЭП необходимы знания свойств хрома,
марганца, цинка, меди, алюминия, лития, калия и других металлов и
их соединений, а также полупроводниковых материалов (кремния, гер-
мания, арсенида галлия и др.), особенностей их получения и методов
очистки. Одно из направлений получения новых материалов для ука-
занного направления приборостроения — создание композиционных,
120
ISSN 1812-3368. Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. “Естественные науки”. 2014. № 1
1,2,3,4,5 7,8,9,10,11,12,13,14
Powered by FlippingBook